ВВЕДЕНИЕ
Недоношенными детьми  называют детей, которые были рождены до 260 дней беременности, на сроке меньше 37 недель, менее 9 месяцев (из 10 акушерских).
Любой ребенок требует много пристального внимания, тщательного ухода, а недоношенному ребенку необходимо внимание и уход в разы больше, чем обычному ребенку.
Недоношенные дети рождаются с недовесом, с обхватом головы и груди, а так же с ростом, которые не соответствуют нормам доношенного ребенка. Очень важно в первый период времени, после рождения недоношенного ребенка, медицинской сестре следить за показателями нормы малыша. К этим показателям медицинские работники относят вес малыша, цвет кожных покровов, частоту сердечных сокращений (пульс), частоты дыхательных движений (ЧДД), конечно же, артериальное давление недоношенного ребенка, его тонус мышц, характер выделений ребенка, его активность, если обобщить – то медицинский работник определяет общее состояние новорожденного ребенка.
Медицинская сестра должна следить за правильностью питания ребенка, за тем, что было бы полезно, а что могло бы навредить. Проверять, нет ли у ребенка аллергический реакций на какие-либо компоненты, на продукты питания, на лекарственные средства и на другие возможные аллергены, которые могли бы вызвать у ребенка аллергические реакции, которые как и для доношенных детей, так и для недоношенного ребенка могут быть опасны для жизни.
Важная роль к оценке общего состояния недоношенного ребенка, а так же правильность в уходе за ним отводится участковым медицинским сестрам.
После выписки из родильного дома, риск, которому может быть подвержен недоношенной новорожденный ребенок, не заканчивается. Если в лечебном учреждении мама с малышом были под постоянным контролем медицинских работников, то в домашних условиях здоровье и жизнь малыша зависит от правильности действий мамы и от ее внимательности ко всем мелочам.
Участковая медицинская сестра должна регулярно навещать маму с новорожденным недоношенным ребенком (осуществлять патронажи). При посещении места жительства новорожденного недоношенного ребенка, участковая медицинская сестра должна оценить:
1. Условия жилья, в которых проживает новорожденный недоношенный ребенок и его родители.
2. Оценить наличие (отсутствие) факторов риска здоровья новорожденного недоношенного ребенка.
3. Оценить общее состояние малыша: осмотреть его кожные покровы, слизистые, измерить температуру, проверить отсутствие каких-либо аллергических реакций на продукты питания или на лекарственные средства или на другие вещества, проверить, чем питается ребенок и если принимает по назначению врача какие-то лекарственные препараты, проверить их соответствие рецепту.
Так же участковая медицинская сестра должна доступным языком рассказать обо всех моментах в уходе за новорожденным недоношенным ребенком и пригласить на регулярные проверки ребенка в лечебное учреждения, для того, чтоб измерить антропометрические данные и для того, чтоб врач мог осмотреть ребенка.
Актуальность в нашей дипломной работе заключается на том, что от профессиональных навыков и умений медицинской сестры использовать из на практике зависит  здоровье недоношенного новорожденного ребенка не только в данный момент, но и отразиться на здоровье организма в дальнейшем развитии. Поэтому очень важно правильно донести нужную информацию до мамы или родственников недоношенного ребенка, очень важно проводить разъясняющие беседы с родителями малыша и объяснять доступным языком о правильности  ухода за недоношенными  новорожденными детьми. Основываясь на этих словах, мы считаем, что у этой темы, как медицинская значимость, так и социальная.
Гипотеза исследования в нашей дипломной работе заключается в том, что от правильности использования, полученных участковой медицинской сестрой навыков, зависит здоровье недоношенных детей. Да и всех детей в целом. Поэтому при правильной подаче родителям недоношенного новорожденного ребенка информации о правильном уходе, мы вносим свою часть в будущее развитие малыша.
Цель исследования в нашей дипломной работе - изучить роль участковой медицинской сестры в уходе за недоношенными новорожденными детьми.
Задачи исследования:
1. Провести внимательный анализ теоретический материал, по уходу за недоношенными детьми.
2. Оценить роль участковой медицинской сестры в уходе за недоношенными детьми.
3. Оценить риск недоношенных новорожденных детей.
Предмет исследования: Родильницы детской областной клинической больницы города Белгород.
Объект исследования: ОГБУЗ «Детская областная клиническая больница» г. Белгорода.
Методы исследования:
1. поисковый метод (анализ литературных источников, по нашей изучаемой теме).
2. социологический метод (в этот метод входит анкетирование по нашей теме);
3. статистический метод (в статистический метод будет входить обработка полученных данных в ходе анкетирования с помощью MicrosoftExcel).
Теоретическое значение в нашей дипломной работе заключается в том, что мы в процессе изучения множества литературных источников по уходу за недоношенными детьми, находим что-то новое и полезное, что пригодится родителям этих детей в уходе и воспитании.
Практическая значимость наших исследований в написании дипломной работы заключается в том, чтобы дать как можно больше доступной информации родителям об моментах ухода за недоношенными новорожденными детьми разработать.
Структура нашей дипломной работы:
Структура исследований в нашей дипломной работе представлена введением, которое раскрывает цели и задачи исследований по нашей теме. А так же показывает теоретическую и практическую значимость, а так же актуальность проведения исследований по теме: роль участковой медицинской сестры в особенностях ухода за недоношенными детьми. В целом наша работа состоит из введения, двух глав, 1 глава с подглавами, которые раскрывают интересующие нас вопросы, 2 глава показывает результаты наших исследований, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
В первой главе нашей исследовательской работы мы провели анализ литературных источников по теме роль участковой медицинской сестры в особенностях ухода за недоношенными детьми и поделились найденным материалом.
Вторая глава нашей дипломной работы состоит из результатов анкетирования по нашему исследованию.
В качестве приложения мы представили анкету, которую давали родильницам в детской областной клинической больнице города Белгород.
Время исследования: 2019-2020 гг.
База исследования: ОГБУЗ «Детская областная клиническая больница» г. Белгорода.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ О РОЛЕ УЧАСТКОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОСОБЕННОСТЯХ УХОДА ЗА НЕДОНОШЕННЫМИ ДЕТЬМИ
1.1 Общая характеристика недоношенных новорожденных детей
Недоношенными детьми  называют детей, которые были рождены до 260 дней беременности, на сроке меньше 37 недель, менее 9 месяцев (из 10 акушерских).
Вопрос оценки параметров роста и физического развития у недоношенных детей является важным в неонатологии и педиатрии. По-прежнему продолжаются споры по поводу того, как быстро должны расти недоношенные дети. Всегда существует баланс между слишком быстрой и слишком медленной прибавкой в весе. Низкая прибавка в весе и быстрый набор массы тела могут предрасполагать к развитию болезней [2].
Характерные признаки недоношенных новорожденных детей, которые выделяют медицинские работники:
• непропорциональное телосложение,
• открытые швы черепа,
• недоразвитость некоторых органов,
• гиперемия,
• невыраженный пжк,
• общая слабость организма,
• отсутствие безусловных рефлексов,
• отсутствие или слабый крик,
• пониженный мышечный тонус
• и многие другие симптомы.
Выделяют два вида и четыре стадии недоношенности новорождённых детей: первый это умеренный, он соответствует первой и второй степени. Второй это глубокий вид, он соответствует третьей и четвёртой степени недоношенности.
К признакам недоношенности новорождённого ребёнка первого вида относятся:
• пониженный мышечный тонус;
• истонченный пжк;
• гиперемия;
• возможно отсутствие пусковых волос;
• небольшие изменения в форме ушей, из-за того, что изгиб формируется после 35 недели жизни ребёнка в утробе матери;
• возможно непропорциональное телосложение;
• плохо развитые некоторые органы ( в том числе половые).
При втором виде недоношенности - глубоком признаки гораздо выражены и более негативно могут сказываться на жизни недоношенного ребёнка. Отмечается:
• отсутствие мышечного тонуса;
• сильная гиперемия кожных покровов;
• отеки; истощённый пжк;
• непропорциональное телосложение;
• пупок находится на по центру, как у доношенных детей, а в нижней трети животика малыша;
• плохо видны околососковые области;
• бесформенные ушные раковины;
• больших размеров по-детски, мягкие кости и открытые швы на черепе новорождённого; недоразвитые органы;
• и другие серьезные аномалии развития у новорожденных недоношенных детей.
Организм новорожденных недоношенных детей, так же как и организм других новорождённых нуждается во внимании и заботе. Организм недоношенных детей крайне ослаблен и нуждается в особом уходе, как со стороны медицинских работников, так и со стороны родителей. Недоношенные дети нуждаются в более внимательном уходе, чем доношенные дети.
Факторы, которые служат причинами недоношенной беременности, являются две категории: первая - факторы, которые не зависят от роженицы и окружающих факторов. Второе - это факторы, которые напрямую зависят от беременной и окружающей ее обстановки.
Факторы, которые не зависят от беременной женщины:
1. аномалии в развитии половых органов;
2. воспалительные процессы органов половой системы;
3. нарушение в работе эндокринной системе;
4. ранее имеющаяся недоношенность предыдущего ребёнка;
5. многоплодие.
Факторы, которые зависят от роженицы, от ее привычек и от экологической обстановки на местности, в которой проживает будущая мама. К ним относят:
1. вредные привычки,
2. особенно во время беременности (курение, употребление алкоголя, наркотических средств);
3. стрессы и эмоциональные переживания;
4. чрезмерные физические нагрузки;
5. неблагоприятная экологическая обстановка, в которой проживает беременная женщина.
Так же причинами преждевременных родов могут быть различные заболевания, на фоне которых женский организм не в состоянии выносить плод нужный срок. К таким заболеваниям медицинские работники относят:
1. ожирение;
2. сахарный диабет;
3. различные инфекции мочеполовой системы;
4. высокие показатели при измерении артериального давления;
5. тромбофлебия;
6. ВПРП - врожденные пороки развития плода;
7. маленький промежуток между беременностью в настоящий момент и предыдущей беременностью.
К группе риска, подверженным преждевременным родам, медицинские работники относят такую категорию женщин: вес меньше 50; возраст менее 18 лет; аборты, предыдущее не вынашивание плода или преждевременные роды.
При рождении каждого ребенка дважды оценивают по шкале Апгар. Показатели, которые считаются нормой – 8-10 баллов. Оценка проводится дважды, на первой минуте жизни и на пятой, при необходимости могут проводиться повторно. При оценивании ребенка по шкале Апгар медицинские работники оценивают: частоту сердечных сокращений (пульс ребенка), частоту дыхательный движений (количество вдохов малыша в течении одной минуты, мышечный тонус (в норме ножки подогнуты и отталкиваются от ладошек или другой поверхности, состояние кожных покровов (цвет, ссадины или другие явления – например, сыпь), обращают внимание на голос ребенка (кричит он громко или тихо, быть может еле заметно. Возможно, что крик и плачь будет совсем отсутствовать у новорожденного ребенка).
Перед тем как приступить к оценке ребенка по это шкале, медицинский работник должен определить достоверные признаки того, что ребенок родился живым.
К этим признакам относят:
1. наличие сердцебиения у новорожденного ребенка, сразу после рождения.
2. Наличие дыхания у новорожденного ребенка.
3. Цвет кожных покровов.
Анатомо-физиологические особенности детей с экстремально низкой массой тела при рождении обусловливают необходимость особых условий выхаживания. Всем пациентам основной группы после рождения оказывались реанимационные мероприятия, дети находились на аппаратном дыхании от 1 до 30 суток. В неонатальном периоде жизни у детей основной группы отмечались явления угнетения центральной нервной системы. Это проявлялось практически полным отсутствием спонтанной двигательной активности, снижением мышечного тонуса, угнетением периостальных и сухожильных рефлексов, а также рефлексов новорожденных, в сочетании с очаговой симптоматикой [6].
Всем детям, рожденным с экстремально низкой массой тела, требовалась интенсивная высокотехнологичная помощь с первых дней жизни, «однако 45% детей впоследствии страдали детским церебральным параличом. имеют отставание в психоречевом развитии различной степени. Все дети в экстремально низкой массой тела при рождении в дальнейшем требуют систематических курсов нейрореабилитации с проведением медикаментозной терапии, физиолечения, лечебной физической культуры» [10].
В связи с высоким риском поражения кожных покровов и присоединения «воспаления инфекционного характера, уход за кожей новорожденных и детей грудного возраста является необходимостью, а не только косметической и гигиенической потребностью. Известно, что генез патологических процессов в коже многофакторный, поэтому в профилактику и лечение кожных поражений обязательно следует включать наружную терапию» [11].
Нужно будет поставить в известность родителей недоношенного ребенка, что есть такие проявления организма, которые считаются нормой. Это нужно для того, чтоб предостеречь родителей от лишних эмоциональных перегрузов. Дети же все чувствуют и они будут чувствовать, что что-то не так и от этого будут вести себя беспокойно, что может только напугать молодых родителей. Задача участковой медицинской сестры при патронаже сообщить о том, что подобные проявления – это не проявления из-за недоношенности малыша, а нормальная реакция организма, которая проявляется у всех новорожденных детей.
К таким физиологическим проявлениям медицинские работники относят:
1. физиологическая желтуха, которая проходит самостоятельно без всякого врачебного вмешательства.
2. физиологическая потеря массы тела – бывает у каждого новорожденного малыша и составляет до 10% от массы тела, которая была у новорожденного при рождении;
3. нарушения теплорегуляции;
4. изменения кожных покровов – из-за удаления первородной смазки при рождении;
5. гормональный криз;
1.2. Физиологические особенности недоношенных детей
Недоношенными считаются те дети, которые родились до 38 недели жизни в утробе матери. И о недоношенности говорит не несоответствие нормам показателей роста, веса и обхватам головы и грудной клетки, а тем, что природа распорядилась так, что на определенной недели жизни плода развиваются определенные органы. Когда ребенок рождается раньше положенного срока, то есть вероятность того, что при рождении у новорожденного может быть недостаточно развит какой-либо орган, который может негативно складываться на состоянии здоровья малыша и может грозить смертью.
Характерными физиологическими особенностями у новорожденных будут:
• Неразвитость органов дыхания, проявляться будет сужением верхних дыхательных путей.
• Диафрагма будет находиться выше, чем положено.
• Ребра и грудная клетка будут не соответствовать тем нормам, с которыми рождаются доношенные дети.
• Дыхание у недоношенных новорожденных детей чаще, чем у доношенных и оно ослаблено от сорока до семидесяти дыхательных движений в минуту.
• Могут быть серьезные патологии органов дыхания – апноэ, пневмонии.
• Сердечно-сосудистая система так же имеет ряд отличий у недоношенных от доношенных новорожденных детей. Особенности отличий – непостоянность пульса, тоны сердца плохо выслушиваются. Очень часто развиваются пороки сердца и слышны шумы в работе сердца.
• Часты гематомы из-за плохо развитых стенок сосудов, которые легко травмируются из-за малейших ударов.
• Так же частыми аномалиями в развития будут являться нарушения в центральной нервной системе (ЦНС).
• Патологии в развитии двигательной системы. У недоношенных новорожденных детей проявляется тем, что у этих детей ослаблены безусловные рефлексы и мышечный тонус, реакция этих малышей ниже, чем у доношенных детей.
• Недоношенные детки больше подвержены каким-либо кишечным расстройствам, нежели доношенные неврождённые. К подобным расстройствам медицинские работники относят- частые срыгивания (так как не сформировались физиологические изгибы, у доношенных это происходит быстрее, чем у недоношенных), пища усваивается хуже и не вся, может быть частое развитие газообразования (метеоризм) у малышей.
• Так же наряду с другими плохо развитыми органами, незрелостью страдает и система мочевыделения, а в частности почти. Вследствие этого у детей частые отеки и возможны развития различных заболеваний мочевыделительной системы.
• Конечно же, страдает эндокринная система. Из-за этого в кровь новорожденного недоношенного ребенка выделяется очень мало необходимых гормонов.
Если сравнивать набор массы и рост недоношенных и доношенных новорожденных детей, то можно заметить, что недоношенные новорожденные дети набирают в весе и росте гораздо быстрее, чем доношенные дети. Но все зависит от степени недоношенности, если она не сильная, то ребенок быстро догонит своих сверстников в развитии и в антропометрических данных. Но, если же, степень третья или четвертая недоношенности, то есть вероятность того, что недоношенный ребенок догонит своих сверстников в показателях антропометрических данных только к 5 годам.
По статистике, недоношенные дети чаще страдают от инфекционных заболеваний, чем дети, которые были рождены доношенными.
Уход, который оказывается недоношенным деткам, ничем не отличается от ухода за любыми другими детьми, просто в зависимости от стадии недоношенности, есть свои особенности. Об этих особенностях участковая медицинская сестра рассказывает всем родителям, дети которых были рождены раньше положенного срока.
«Недоношенный новорожденный - ребенок, родившийся при сроке менее 37 полных недель беременности. Гестационный возраст - это возраст ребенка от момента зачатия до рождения. Он является самым важным показателем оценки степени зрелости новорожденного и его способности адаптироваться к условиям внешней среды. Степень зрелости недоношенных детей зависит от срока гестации и массы тела при рождении» [7].
В результате сокращения длительности гестации недоношенный ребенок рождается с иммунной системой, отличающейся от таковой доношенного ребенка. «А поскольку вакцины создавались для детей с нормальным сроком гестации, их использование у недоношенных может претерпевать определенные трудности как технического, так и психологического характера не только у родителей, но и у медицинских работников. В то же время имеющиеся данные показывают, что в целом иммунную систему недоношенных нельзя считать полностью дефицитной, справедлив скорее термин «незрелая». У недоношенных детей слабость врожденной системы иммунитета проявляется снижением способности дендритных клеток и макрофагов захватывать и представлять антигены». Также у них снижена выработка противовоспалительных цитокинов, что может повлиять на силу иммунного ответа, хотя, как и у доношенных детей, с возрастом эта способность усиливается [13].
Все исследователи считают вполне допустимым начало вакцинации в возрасте 2 мес (8 нед). Особо следует остановиться на вакцинопрофилактике гепатита В (данный вопрос будет более подробно освещен ниже). Отводы от профилактических прививок чаще всего получают дети с признаками текущей инфекции, выраженной кардиореспираторной нестабильности, отсутствием прибавки веса. В то же время важно отметить, что наличие БЛД, зависимость ребенка от кислорода (вплоть до потребности во вспомогательной вентиляции) противопоказанием для вакцинации не считается, поскольку у многих детей с БЛД это состояние может длиться месяцы и годы. Предпочтительным местом введения внутримышечных вакцин у недоношенных детей (как и у доношенных) является четырехглавая мышца бедра. Используют иглы длиной 16 мм, которые вводят в мышцу под прямым углом [12].
Недоношенные и маловесные дети имеют особенности иммунного ответа, выражающиеся, в частности, в более низких тирах антител при введении некоторых антигенов. Тем не менее и у недоношенных, и у маловесных детей может быть с успехом использовано большинство «календарных» вакцин, а также вакцин, пока не входящих в Российский Национальный календарь профилактических прививок (вакцина для профилактики пневмококковой инфекции, ветряной оспы, менингококковой инфекции тип С, ротавирусной инфекции). Это относится и к глубоконедоношенным детям с ГВ < 30 нед и весом при рождении < 1000 г, у которых также достигается адекватная защита от соответствующих инфекций. Хронологический возраст начала вакцинации недоношенных детей тот же, что у доношенных, исключение составляют вакцины БЦЖ и гепатита В у детей с весом < 2000 г, которые следует вводить по особому графику (см. текст). Всем недоношенным детям показана вакцинация против гриппа накануне гриппозного сезона [8].
1.3.Деятельность участковой медицинской сестры в уходе за недоношенными детьми
На участковой медицинской сестре лежит большая ответственность. Эта ответственность заключается в том, чтоб медицинская сестра сумела профессионально использовать все свои навыки и умения на взаимодействии с новорожденным недоношенным ребенком. Так же на плечах участковой лежит важная задача – подробно рассказать и обучить родителей всем навыкам и особенностям в уходе за недоношенным новорожденным ребенком.
Участковая медицинская сестра будет рассказывать новоиспеченным родителя об уходе за новорожденным недоношенным ребенком, который был заранее заверен врачами-специалистами педиатрами. Подобный уход, по показаниям неонатологов и врачей педиатров, оказывался недоношенному новорожденному сразу после момента его рождения, и будет оказываться постоянно, даже после выписки. Дома будет оказываться родителями, а при посещениях больниц и поликлиник медицинским специализированным персоналом.
В основном уход за недоношенными новорожденными детьми представляет собой:
1. Обеспечения комфортных условий для недоношенного новорожденного ребенка.
2. Создание для новорожденного ребенка правильных температурных условий.
3. В родильном доме – препарототерапия.
4. Как в родильном доме, так и в домашних условиях – правильное и сбалансированное питание.
5. В родильном доме и при посещении мамочкой с ребенком лечебных учреждений постоянный контроль общего состояния недоношенного ребенка. И постоянный мониторинг сдачи, а так же результатов необходимых анализов.
Если у ребенка первая или вторая степень недоношенности, то ему разрешено спать в обычных кроватках, как и доношенным здоровым детишкам.
Но если степень недоношенности выше, то есть третья или четвертая, то его помещают на время, пока не улучшится общее состояние ребенка в кувез. В кувезах поддерживается необходимая температура для комфортного пребывания новорожденного там.
Если динамика состояния здоровья недоношенных новорожденных детей положительная и отсутствуют факторы, которые бы заставляли сомневаться в здоровье ребеночка, то ему с мамой позволяют выписаться и отправиться домой.
Для того, чтоб у ребеночка начала сформировываться нормальная микрофлора кишечника, новорожденного в течении первого получаса жизни после родов прикладывают к груди матери.
«Грудное молоко является сложнейшим биологическим веществом, обеспечивающим широкий круг функций не только защитного характера, но и тончайшей регуляции управления развитием и дифференцировкой. Изменение состава материнского молока в зависимости от срока лактации и возраста ребенка можно рассматривать как строго скоррелированный биологический механизм развития и питания».
Энтеральное и парентеральное питание являются важнейшими составляющими программы выхаживания недоношенных детей, которые определяют не только ближайший, но и отдаленный прогноз их жизни. Оптимальное назначение питания должно основываться на потребностях ребенка с учетом особенностей вскармливания при некоторых заболеваниях перинатального периода [5].
У недоношенных детей в первые 20 сут жизни чаще наблюдается компенсированный метаболический и реже — респираторный и смешанный ацидоз. При этом у недоношенных с массой при рождении свыше 1500 г показатели кислотно-основного состояния нормализуются к концу 1-го мес жизни, в то время как у детей с меньшим весом признаки компенсированного ацидоза сохраняются дольше, нередко — с появлением признаков позднего ацидоза [20]. Пищеварительная система недоношенных детей также имеет ряд особенностей. Так, протеолитическая активность желудочного сока и ферментативная функция желез желудочно-кишечного тракта значительно снижены по сравнению с таковыми у доношенных новорожденных [3].
Проблема выхаживания недоношенных новорожденных остается актуальной, т. к. в настоящее время частота рождения данной категории детей не снижается. Для эффективного выхаживания недоношенных новорожденных необходимо назначение парентерального питания. Важно также раннее введение аминокислот и жировых эмульсий, что в последующем обеспечит улучшение роста детей и их неврологическое развитие [4].
Нужно внимательно следить за тем, как усваивается определенные компоненты, виды пищи у недоношенных новорожденных детей, ведь из-за плохо сформировавшегося пищеварения, есть вероятность не усваивания многих продуктов и появления аллергических реакций.
Нужно рассказать о том, что нужно потихоньку приучать новорожденного недоношенного ребёнка к новому питанию. Ведь из-за плохо сформированной микрофлоры кишечника может быть не усвояемость продуктов питания в детском кишечнике. Особенно это касается тех родителей, которые с первой недели жизни переводят ребёнка на искусственное питание - смеси.
В связи с потерей молока большое количество мамочек переводят в связи с необходимостью своих новорожденных детей на детское питание с содержанием искусственных компонентов.
Нужно предупредить родителей, что в связи со всеми этими опасностями, необходимо ребёнку давать новые продукты, из которых состоят детские смеси, соки и тому подобное, в употребление очень маленькими порциями, чтоб проследить за тем, как его организм будет усваивать эти новые продукты и какая реакция наблюдается.
Если не наблюдается никаких негативных последствий, то можно со временем увеличивать порцию нового продукта, но ни в коем случае нельзя сразу со второго раза увеличивать порцию нового продукта.
После того, когда недоношенного новорождённого ребёнка вместе с мамой выписывают домой, участковая медицинская сестра должна осуществлять визиты к этим семьям. Целью таких визитов является контроль состояния здоровья новорожденного.
Участковая медицинская сестра смотрит, в каких условиях проживает ребёнок, как обращаются с ним, и получает ли он должного ухода и присмотра, какой положено недоношенному новорождённому ребёнку. После выписки такие визиты осуществляются каждую неделю по одному разу.
После истечения месяца с момента выписки один раз в две недели участковая медицинская сестра приходит домой, где проживает новорождённый недоношенный малыш и проводит необходимый осмотр. В дальнейшем визиты участковой медицинской сестрой один раз в месяц.
За последние годы принципы ухода за здоровым и больным ребенком, как этические, так и технологические, претерпели существенные изменения. Расширяются обязанности медицинской сестры, активно внедряются новые подходы к работе с детьми разных возрастов [9].
Существует два основных направления совершенствования качества помощи новорожденным – «это развитие современной, наукоемкой, высокотехнологичной, дорогостоящей помощи (в которой нуждаются, по данным разных авторов, от 2 до 5% новорожденных) и совершенствование организации медицинской помощи и базовых медицинских и вспомогательных технологий, в которых нуждаются все новорожденные. Оба эти направления важны в равной степени, хотя точка их приложения и конечный результат различны». Базовая неонатологическая помощь рассматривается как важнейший компонент поддержания не только здоровья новорожденного и матери, но и фактор, определяющий высокое качество жизни и здоровый психологический климат семьи: положительная эмоциональная память о родах способствует желанию семьи иметь еще нескольких детей. «Кроме того, правильно организованная базовая неонатологическая помощь помогает экономить материальные ресурсы за счет исключения ненужных процедур и излишних лекарственных препаратов, а также средств, расходуемых на лечение заболеваний у новорожденных, которые связаны с нарушениями адаптации» [1].
В настоящее время большинство специалистов без колебаний отдают свой голос материнскому молоку и натуральному способу его использования. Оно является самой лучшей и полезной пищей для ребенка, обладает уникальными свойствами, содержит более 100 полезных веществ, чего нет ни в одной искусственной смеси. В грудном молоке имеются идеально подходящие ребенку белки, жиры, углеводы, которые легко перевариваются и усваиваются. Грудное вскармливание по многим причинам физиологически и психологически полезнее для ребенка, чем самые лучшие смеси [7].
Советы по питанию кормящей мамы: ежедневное разнообразное питание, избегать диет и препаратов, которые могут навредить плоду или малышу. Следует выпивать до 2 литров жидкости в день (в различном виде - молоко, компоты, соки, это касается всех и не только беременных). Значительную часть рациона должны составлять углеводы, ежедневное употребление продуктов, богатых белком. Для здорового питания важно употребление жиров, обогащенных ненасыщенными жирными кислотами, - растительное или оливковое масло. Пейте предпочтительно фильтрованную или ключевую воду [7].